.


Преподобный Феодорит Кольский

      Великий подвижник XVI века преподобный Феодорит Пустынник первый из святых Крайнего Севера, который с детства возжелал и сознательно готовился к великой миссии – к просвещению нашего края, к покорению просторов Великой Лапландии. Всю свою долгую жизнь он посвятил воплощению этой мечты, и столь грандиозная по своему масштабу задача была им успешно решена.
      Преподобный Феодорит родился в Ростове Великом в 1481 году. С малолетства обучался книжному слову и языкам в монастыре при ростовском архиерейском доме. Трудясь над переписыванием книг для Соловецкой библиотеки, возревновал юный «дьячишка Федор» о повторении подвига святителя Стефана, просветившего в XV веке светом веры Евангельской языческие народы Великой Перми.
      Для осуществления этой достойной миссии юный Федор обладал всеми необходимыми внутренними качествами и дарованиями. Очевидные способности к языкам, филологические, философские и богословские таланты в полной мере были им наследованы от своих выдающихся предков1.
      В конце XV века, с 1493 года двенадцатилетний отрок Феодор уже числится в послушниках «на Соловецком острове, в монастыре, иже лежит на Ледовом море». По уставу преподобного Зосимы Соловецкого искус послушания для Соловецких послушников продолжался не менее трех лет, но игумен Досифей уже через год принял решение о постриге отрока с наречением имени – Феодорит. Такая, как могла бы показаться, поспешность отнюдь не затрагивала незыблемые основы монастырского устройства, служащие формированию в каждом иноке человека внутреннего молитвенного делания и нацеленные на духовное созидание «служителя Христова и домостроителя тайн Божиих» (1Кор. 4,1).
      Через год, после пострига, Феодорит отправлен в монастырский Шуереченский скит на семнадцатилетнее послушание к иеромонаху Зосиме, старцу «святому, премудрому и многолетнему». Здесь в полной мере прошел он эту мудрую науку не суетности воспитания «новой твари во Христе», и главного делания жизни монаха – «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24). Об успешном решении этой величественной задачи ярко свидетельствует вся долгая жизнь великого старца.
      «Навыкнув всякой премудрости духовной» и укрепившись духом во время паломничества и пребывания в северорусских монашеских обителях, Феодорит на целых двенадцать лет уходит в «лопарские пустыни». Затем на долгие годы скрывается он в пустынях Кирилло-Белозерского монастыря, постигая великую науку священнобезмолвствующих.
      И лишь стяжав благодать Духа Святого, войдя в духовную силу «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4,13) священноинок Феодорит изливает свои благодатные деяния на эту иссохшую, жаждущую землю. Ему уже сорок пять лет, и лишь скупые строки Летописей доносят до нас ясные свидетельства успешности его миссионерских трудов.
      1526 год – Кандалакшский залив, устье реки Нивы. «Освящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу Православную веру христианскую»2.
      1533 год – Кольский залив, устье реки Колы. «Церкви Божия освящали, Благовещения Святой Богородицы да Чудотворца Николу, и самих многих крестили Лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу православную и святую веру»3.
      С 1533 по 1540 год – «Заволжские пустыни», скиты Кирилло-Белозерского монастыря. Здесь трудится Феодорит над созданием письменности лопарского народа.
      1540 год – «на устье Колы реки созидает монастырь», ставит «церковь во имя Пребезначальной Троицы и, собрав братию, дает им Устав»4.
      1542 год – Феодоритом было явлено чудо – «наученных от Феодорита и оглашенных Лоплян единого дня крестилось яко две тысячи человек со женами и детьми»5. В это время старец, как духовный отец и учитель преподобного Варлаама Керетского, благословляет его на небывалый трехлетний подвиг покаянного плавания в открытом море.
      С 1548 по 1551 годы – вновь в Кандалакше, где созидает Рождества-Богородичный (Кокуев) мужской монастырь и «бывает в нем игуменом».
      А ведь игумену Феодориту в это время исполнилось уже семьдесят лет, но впереди Кольского старца ждали новые великие деяния и испытания. Это и скорбь неправедного гонения и тяготы незаслуженного осуждения на ссылку, и слава и почет «премудрого» богослова, отстоявшего высоту российского вероисповедания перед гордыми греческими иерархами в 1557 году. Он блестяще выполнит эту знаменитую «Константинопольскую миссию», доставив из Царьграда для Российского Государя «древнюю книгу» с благословением Вселенского Патриарха на возведение на царство по чину «венчания императоров византийских». Таким образом, получит официальный статус идея наследования Московским царством достоинства Византийской империи: «Москва – Третий Рим».
      За исполнение этой важнейшей дипломатической задачи Феодорит сподобится царских почестей и великих милостей от Иоанна Грозного, увенчавшихся и искусительным предложением даровать Феодориту «такую власть духовную», которую тот бы только «захотел».
      Но блаженный Старец до конца дней своих будет вновь и вновь стремиться к своей избраннице – к «полнощной стране», к земле Кольской, объезжая «детей своих духовных, как монахов, так и Лопянов, наученных и крещенных от него, печась о спасении душ их».
      Так последние четырнадцать лет своей жизни преподобный Феодорит проведет в «лопарских пустынях», духовно окормляя крещеный им лопарский народ и братию северных монастырей – Кандалакшского Рождества-Богородичного и Печенгского Свято-Троицкого.
      В этом славном делании Кольский старец не останется одинок. Феодорит, как духовный отец породил великий сонм святых Кольского Севера, он оставил после себя целую плеяду последователей школы монастырского старчества. Среди его учеников такие знаменитые подвижники, как преподобные Трифон Печенгский и Варлаам Керетский, преподобномученики Печенгские Иона и Герман, игумен Гурий и с ним 116 мучеников.
      Преподобный Феодорит, просветитель Кольский, сподобился завершить долгий и славный земной путь на месте своего пострига, в Соловецком монастыре. Девяностолетний старец был погребен близ южной стены Преображенского собора, о чем гласила надпись на белой могильной плите: «Лета 7079 (1571) августа 17 дня преставися раб Божий священно-архимандрит Суздальский Евфимиева монастыря, священноинок Феодорит, Соловецкий постриженик».
      Современник Феодорита и его духовный сын князь Андрей Курбский напишет вскоре, обращаясь к «теплохладному» человеку века сего: «Зри сюда, лицемерный христианин, какие храбрые еще обретаются старцы в Православной земле, на правоверных догматах воспитанные. Чем более престареют, и изнемогут телом, тем большую храбрость и ревность ко благочестию во Господе полагают, и проникаются Богом и живут под покровом Вышнего».
      Яркая жизнь великого апостола Крайнего Севера, преподобного Феодорита Кольского ясным образом свидетельствует об утратах нашего времени, обличая болезненную суетность нашей жизни и духовную немощь современных христиан.
      Как мы теперь знаем, у преподобного Феодорита с детства была главная мечта его жизни. В своих трудах по просвещению Лапландии, Феодорит, следуя примеру просветительских деяний Стефана Пермского, конечно же, намеревался повторить опыт утверждения епископской кафедры на присоединенных к Православию землях Крайнего Севера. И, как святитель Стефан стал первым архиереем Великой Перми, так мечтал и Феодорит, чтобы и здесь на Кольской земле был свой Архиерей «Великой Лапландии».
      Прошло четыреста сорок лет. Мудрая не суетность деяний Феодорита отразилась и в этом, столь долгом ожидании, в полноценном созревании этой земли, и обильном политии ее кровью новомучеников XX века. И вот, в 1996 году, исполнилась мечта жизни Кольского подвижника – на земле Великой Лапландии впервые появилась самостоятельная Мурманская епархия. И не удивительно, что благословением первого Архиерея Епархии епископа Мурманского и Мончегорского Симона, в 2003 году, самым первым из святых в земле Кольской просиявших, был прославлен в лике преподобного – Феодорит, просветитель Кольского края, с установлением дня его памяти 17/30 августа.

 


Примечания

1. Мы оставляем в силе высказанное нами ранее предположение о родстве Феодорита («Федора Жиденова») с известным книжником XV века Федором Жидовином, автором знаменитого перевода Псалтири и «Послания к иудеям». См. Митрофан (Баданин), иеромонах. Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию Жития. Мурманск, 2002. С. 79-83.
2. Софийская летопись // Полное собрание русских летописей. М. -Л. , 1929. Т. 4. Ч. 1. С. 542.
3. Софийские летописи // Полное собрание Русских летописей. СПб. , 1853. Т. 6. С. 289.
4. Курбский Андрей. История о Великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси. 2 пол. XVI в. М. , 1986. С. 332.
5. Курбский. С. 333.

 


Память блаженного Феодорита Кольского, просветителя лопарей празднуется 9/22 августа (Собор Соловецких святых), 15/28 декабря (Собор Кольских святых), а также 17/30 августа.

   
 
 
 
   
 
 .ru.