.


Престольный праздник в Князь-Владимирском храме Мурманска

В прошедшую субботу, 28 июля, православные христиане отмечали день Крещения Руси, день памяти равноапостольного великого князя Влади́мира. В нашем храме богослужение в Престольный праздник возглавил митрополит Мурманский и Мончегорский Симон.

Настоятель, протоиерей Виталий Шмидт, произнес проповедь:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
 
В середине XI века, когда прошло немного более 50-ти лет от крещения Руси, святой Иларион, Митрополит Киевский, уже тогда святой муж своим проницательным взором видел величие дела святого Владимира и призывал Русь достойно прославить его такими словами.
 
Хвалит похвальными гласами римская страна Петра и Павла, ими же веровавша в Иисуса Христа Сына Божия; Асия, Ефес и Патм Иоанна Богослова; Индия славит - Фому; Египет - Марка; все страны и грады и людие чтут и славят коегождо их учителя, иже научиша православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами - великая и дивная сотворшего нашего учителя и наставника, великого князя Земли нашей, Владимира, внука старого Игоря.
 
Какими же словами и красками сможем выразить то, что сделал для нас святой Владимир, крестив Русь? Вспомним, чем была Русь до Владимира и чем сделалась она после своего крещения святым Владимиром.
 
Вот Русь времен "старого Игоря" или Святослава, отца Владимира. Каждое племя жило своею, обособленной жизнью. Отдельные роды часто враждовали между собою, мстили друг другу и нередко занимались взаимным самоистреблением, соблюдая законы кровавой мести.
 
Русские князья до Владимира были больше вождями-завоевателями, чем отцами и благодетелями своего народа. Походы и добыча их привлекали больше, чем забота о подданных. Многие племена были еще на весьма низкой степени нравственного и культурного развития; среди некоторых из них обычным было даже "умыкание", то есть похищение девушек, чтобы делать их своими женами.
 
Когда мы видим на иконах лик святого князя Владимира, убеленный сединами, то невольно его дело - принятия христианства и просвещение народа русского светом Христовой веры - мы приписываем той мудрости, какая обычно сопутствует старости. И значение того перелома жизни, какой произошел в нем после крещения, мы не поймем, если не примем во внимание, что к моменту крещения князю Владимиру не было и 30-ти лет. В этом возрасте в человеке царствует тяготение к миру, женолюбию, богатству, славе, властности - вот чем полна душа, вот что является ее идеалом у человека в 30 лет. И мы знаем, что все это владело душой князя Владимира. И кто бы мог подумать, что в душе еще столь молодой, еще не пресытившейся утехами мира, может возникнуть жажда благочестия, желание жизни воздержанной; что у него, по нашим понятиям, молодого человека, может появиться огненное желание знать истинного Бога, а узнав, последовать Ему нераздельным помыслом, до полного перелома всей своей жизни!
 
Теперь, когда мы в оценке дела Владимирова примем во внимание его молодые годы, то дело его приобретает в наших глазах иную, высшую оценку, ибо одно дело отречься от мира и пойти за Христом на старости лет, а другое - начать служить Ему в 30 лет.
 
Святой князь Владимир, ища доброго бисера, обрел безценную жемчужину - Христа. И как евангельский купец, найдя поле с зарытым в нем сокровищем, продает все, что имеет, и покупает поле то, так и князь Владимир, обретши Христа, оставил языческую жизнь со всеми ее утехами. Зерно христианской веры он положил и в душу русского народа, положил, как закваску, которая постепенно, на протяжении вот уже более 1000 лет, заквашивает нашу жизнь идеалами христианства.
 
Мы любим историческую Россию называть Святою Русью не потому, что она в действительности была такова, не потому, чтобы русский народ весь целиком и всегда стремился к святости. Напротив, мы знаем такие моменты в нашей истории, как лихолетье 17-го века, или как новое лихолетье наших дней, вызванное глубоким и длительным потемнением в нашей душе свято-русского идеала. Но одно то, что наш народ, поддавшись соблазну пожить чисто мирской, грешной жизнью, без Бога, с желанием не знать никаких моральных ограничений, и испытав всю горечь такой жизни и неудовлетворенность ею, снова возвращается ко Христу, к тому бисеру, который он променял было на обещанную ему сытую жизнь – это одно показывает, как глубоко князь Владимир заложил в русскую душу образ Христов.
 
Принимая Христианскую православную веру, Владимир знал, что принимает самую трудную из трех предложенных ему религий. Летописцы сообщают, что он очень долго исследовал, прежде чем решиться принять одну из них. Он знал, что Христианская религия есть путь Креста, и что этот путь означает, прежде всего, разрыв со своим дурным прошлым, с обрывками старых привычек, со своей старой душой. Знал он также и то, что не достаточно стащить Перуна верёвками с Киевских холмов и утопить его в Днепре, но что, кроме того, он сам, и каждый из его подданных должен выбросить всех идолов из своей души. На это он решился и это он сделал с величайшим успехом.
 
Святой князь Владимир великое духовное богатство даровал народу своему, наш долг позаботиться о том, чтобы оно не уходило от нас, а чтобы оно закреплялось, как наше, именно наше, богатство. Для этого нужно хорошо понять и запомнить, что всякая перемена к добру должна начаться изнутри, а внешнее потом появится. Если же думать только о внешних переменах, то не получится ничего, ибо тогда, по существу, человек будет работать над пустым местом. Сам Господь Иисус Христос когда-то сказал фарисеям: "Сначала позаботьтесь о внутреннем, его перечистите, а когда оно будет в порядке, тогда и внешнее будет чистым". Так и нам дорогие братья и сестры нужно заботиться в первую очередь не о внешней жизни, а о нашей внутренней, личной жизни. Ибо всякая перемена к добру, которую ждет от нас Господь наш и Спаситель, должна начинаться изнутри, в работе человека над самим собой. Когда это будет, тогда Господь благословит, ущедрит и внешнее исправит.
 
И если мы, хотя бы с сегодняшнего дня, решим угождать Богу во всем, ничем не огорчать Его, то такое решение было бы лучшим нашим подарком святому князю Владимиру в день его праздника. Аминь.
 
По проповеди прот. Виктора Ильенко

Прихожане и священнослужители торжественно прошли крестным ходом.

По окончании службы был совершен молебен. Владыка произнес проникновенную проповедь. В храме в этот день было много прихожан.

Артеменко О.В.


   
 
 
 
   
 
 .ru.