.


Российская цивилизационная идентичность в современной системе образования

По благословению митрополита Мурманского и Мончегорского Симона руководитель благотворительного фонда «Мурманский Спасо-Преображенский морской кафедральный собор» принял участие в работе секции ВРНС в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений.

26 января 2018 года в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы прошла секция XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Общенациональные базисные ценности и Российская цивилизационная идентичность в современной системе образования». Впервые секция Всемирного Русского Народного собора была организована на Рождественских чтениях.

Сопредседателями секции выступили: заместитель Главы ВРНС епископ Воскресенский Савва; заместитель Главы ВРНС О.А. Костин; секретарь рабочей группы при Президенте Российской Федерации по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, иных зданий и сооружений, член Бюро Президиума ВРНС М.Н. Белогубова.

Со вступительным словом к собравшимся обратился митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.

На секции прозвучали следующие доклады:

  • «Историческая преемственность эпох в цивилизационном развитии России» - руководитель Экспертного центра ВРНС Рудаков А.Б.

  • «Базисные ценности – основа общегражданской философии» - заместитель руководителя Экспертного центра ВРНС Волобуев С.Г.
  • «Российская цивилизация: признаки и факторы идентичности» - профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор философских наук, председатель Научного совета Экспертного центра ВРНС Расторгуев В.Н.
  • «Гуманитарный суверенитет – стратегическая цель российской цивилизации» - генеральный директор Института ЕврАзЭС, руководитель Дискуссионного клуба ВРНС Лепехин В.А.
  • «Русская демография: ценностные истоки и цивилизационные особенности» - заместитель руководителя Экспертного центра ВРНС Тимаков В.В.
  • «Преподавание биологии и базисные ценности» - настоятель Покровского храма д. Воря-Богородское Щелковского округа Московской (областной) епархии иерей Георгий Дорофеев.
  • «Трансформация духовных ценностей в условиях антропологического кризиса современности» - доцент кафедры философии Гродненского государственного университета им. Я. Купалы Семерник С.З.
  • «России великая судьба: историческое призвание российской цивилизации» - член Бюро Президиума ВРНС, доктор исторических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Перевезенцев С.В.

Руководитель дискуссионного клуба ВРНС В.А. Лепёхин в своём выступлении рассуждал о цивилизационном коде России, который содержит характерные признаки, являющиеся основанием уникальности и привлекательности нашей ценностной системы. Наша страна, - подчёркивает В.А. Лепёхин, - в этом смысле вне конкуренции. «И сегодня наша задача – российских общественных деятелей, ученых, священнослужителей, учителей, деятелей культуры и политиков - состоит в том, чтобы мы обнажили ценностный архетип нашего народа и не дали его заболтать, чтобы российские традиционные ценности стали предметом их изучения в системе образования и ориентиром для нового российского искусства, чтобы они легли в основу стратегии социально-экономического развития России и воплотились в практику социально-политического управления нового, солидарного типа».

Руководитель фонда рассказал, что наибольшее впечатление на него произвело выступление Семерник Снежаны Здиславовны из университета Гродно. В своём докладе «Трансформация духовных ценностей в условиях антропологического кризиса современности» учёный-философ из Беларуси отметила, что духовное состояние общества является важнейшим условием его полноценного существования и развития, и подчеркнула, что сегодня в духовной сфере происходят серьезные трансформации. Главная причина этих трансформаций - кризис самого человека, выражающийся в кризисе антропологической идентичности.

Именно антропологический кризис актуализирует проблему духовных ценностей в современном обществе. В истории человечества традиционная культура и мораль создавали ценности, которые ориентировались на вечное, не поддающееся культурной «коррозии». Максимы «золотого правила нравственности», религиозных заповедей требовали от общества духовной сосредоточенности, неукоснительного следования этическим императивам, вне зависимости от социально-политической и экономической ситуации, которая складывалась в обществе. Духовные императивы обязывали человека стремиться ввысь, за пределы обывательской повседневности с ее земными интересами, выгодами и желаниями. Именно в этих феноменах — нравственной устремленности к трансцендентному и культурном альтруизме — общество видело эталон духовного развития человека.

Но стремительное развитие науки и техники в ХХ – начале XXI веков привело к появлению реальной технологической возможности для реализации планов по созданию «постчеловека». Именно в перспективе «постчеловеческого» будущего можно рассматривать те трансформации, которые происходят сегодня в сфере духовных ценностей. Набирает силу движение трансгуманизма, центральным постулатом которого выступает идея, что человек — не «образ и подобие Бога», и даже не «вершина биологического развития», но всего лишь «промежуточное звено» в процессе глобальной эволюции. Поэтому важная задача общества сегодня — сохранить человека в его естественности и традиционной духовности.

Последние научные разработки (инновации), по замыслу их разработчиков, должны избавить человеческое сообщество от всевозможных кризисов и обеспечить людям благополучное, сытое и спокойное будущее. Однако действительно ли научные инновации способствуют улучшению жизни людей и гарантируют восходящее развитие человека?

Важнейшая проблема современности, - по мнению Снежаны Здиславовны, - неосознанность происходящего в мире. Социальная инерция приводит к тому, что мы не в состоянии осмыслить стремительные изменения, которые происходят в обществе. Наше мышление соответствует реальности 20-го века. И это относится не только к обывателю, но и к экономической и политической элите.

Нынешнее время – эпоха многовариантного будущего, характерной чертой которого является распространение технологий искусственного его конструирования, так называемых форсайт-технологий. Доступ к конструированию будущего, безусловно, имеется у наиболее сильных в экономическом, политическом и социальном отношении субъектов, цели которых часто далеки от идеи общественного блага, благополучия отдельно взятого человека. Эта проблема является чрезвычайно острой для общества, поскольку изменение будущего с неизбежностью предполагает изменение собственно самого человека, которому в созданных форсайт-моделях отводится роль «служебного» существа, накладывая ограничения и подвергая трансформации самые важные стороны его личности.

При всем многообразии создаваемых форсайт-проектов их многовариантность является кажущейся, поскольку идейным их основанием выступает концепция трансгуманизма, суть которой сводится к тому, что возникновение человека - результат эволюции, действие которой не заканчивается и сегодня, а потому, по мнению трансгуманистов, мы наблюдаем ситуацию, когда человек из «венца» эволюции превращается в ее «промежуточное звено», над которым стремительно возникает новый «продукт» эволюционого развития - «постчеловек». Именно такое «постчеловеческое» будущее ожидает общество в ближайшее время.

Значительная роль в «постчеловеческом завтра» отведена технике, власть которой над человеком всё более усиливается. Какова же в грядущем технизированном мире участь обычного, естественного человека: он выступит «материалом» для создания новой генерации «постлюдей» или будет «упразднён» как вид, путем стремительного вытеснения из существующей социальной действительности? И в том, и в другом случае, речь идет о таких существенных изменениях, которые никак не могут сосуществовать с идеей человечности, идеей высокоразвитой, духовной личности. Именно поэтому данные трансформации представляют собой угрозу для современного общества, ставят его перед необходимостью мобилизовать усилия для противодействия деструктивным проявлениям инновационного развития, больше напоминающего антиинновационное.

Размышляя о возможном «постчеловеческом» будущем, хочется отметить, что жизнь настоящего христианина также подразумевает стремление измениться. Но те изменения, к которым призывает нас вера во Христа, конечно, связаны с духовной стороной нашей жизни. Церковь призывает сосредоточиться на душе человека, духовных ориентирах, представлениях о добре и зле. Двигаясь по трудному пути очищения и преобразования своей души, мы пытаемся стать милосерднее, добрее, терпеливее, отзывчивее к нуждам других людей. Если у нас хоть иногда получается, и каждый из нас становится чуточку более любящим, в мире прибывает добро. Думается, только так, изменяя себя самого, мы можем изменить весь наш мир к лучшему, позволяя состояться такому будущему, которое по-настоящему хочется приблизить и ради которого хочется и стоит потрудиться.

Уже после окончания Рождественских чтений мы с радостью узнали, что Снежана Семерник отмечена благодарностью за участие в XXVI Международных Рождественских образовательных чтениях. Поздравляем Снежану Здиславовну, и желаем ей новых интересных работ, и успехов в научной и преподавательской деятельности.

Андрей Григорьев
Использованы фото сайтов www.vrns.ru и www.prav-news.ru

   
 
 
 
   
 
 .ru.