.


Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ребёнка

Несомненно, что очень значимой школой духовной жизни является воскресная школа. Я поделюсь своими впечатлениями о воскресной школе, так как четвёртый год преподаю в ней детскую журналистику.

Воскресная школа не случайно так называется. Туда ходят православные люди, и именно воскресенье – тот день, который для них является праздничным. Ведь в этот новый день у христиан начинается новая неделя.

Воскресная школа восполняет те знания, которые не даются в обычных государственных учебных заведениях, и очень полезна для человека, который интересуется духовными вопросами.

Воскресная школа даёт азы духовной жизни.

Сейчас явно понимается необходимость возвращения духовно-нравственного воспитания. Ведь именно главную роль на протяжении веков в русской культуре играло православие.

Одним из наиболее эффективных способов решения данных задач является привлечение детей в православное воспитательное пространство через воскресные школы.

Воскресная школа является составной и неотъемлемой частью храма, призванная организовывать духовное просвещение детей.

Религиозное просвещение, духовно-нравственное воспитание детей, возможность раскрытия индивидуальных способностей каждого ребенка в системе творческих занятий, приобретение опыта общения в православной среде - все это создает условия для традиционного религиозно-культурного понимания мира и человека, где есть место совершенству, нравственности, общим ценностям и мирному настроению сердца, без чего невозможно здоровое воспитание детей.

Несмотря на общие причины возникновения и традиционную для всех религиозную направленность, воскресные школы ставят перед собой различные образовательные задачи, которые лежат в основе выбора форм организации учебно- воспитательного процесса и методов работы.

Наша школа при храме св. Иоанна Предтечи ставит перед собой следующие задачи:

  1. Религиозно-нравственное обучение и воспитание детей;

  2. Всестороннее развитие личности воспитанников;
  3. Адаптация воспитанников к жизни в современном обществе.

Духовно-нравственное обучение и воспитание осуществляется по следующим направлениям:

  • паломнические поездки;

  • воспитание патриотизма активной гражданской позиции, уважение к своему народу, служение Отечеству;
  • формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к младшим;
  • усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота, духовная и эмоциональная близость членов семьи;
  • знание культурно-исторических традиций российской семьи в целом и своей семьи в частности.

Учебный год начинается в первое воскресенье октября и заканчивается в День славянской письменности и культуры , который связан с памятью св. равноапост. Кирилла и Мефодия (24 мая). Занятия всегда начинаются и заканчиваются детской молитвой. После занятий в школе проходит чаепитие. Это способствует объединению всех в единую семью, создает возможность общения со сверстниками.

Очень важную и значимую роль в этих встречах играет присутствие священника, духовника воскресной школы, непосредственно общающегося с детьми и родителями.

Учебный процесс регламентируется расписанием уроков: Закон Божий, церковнославянский язык, церковно-хоровое пение, детская журналистика.

Занятия проводятся в форме бесед, игры, экскурсий, паломничества. Дети с огромным желанием посещают занятия.

Выпускникам, окончившим школу, вручается Свидетельство об окончании воскресной школы.

Большое внимание уделяется совместным мероприятиям: экскурсиям, походам, паломническим поездкам. В ходе этих поездок ребята узнают об исторических местах, святых людях и святынях, оставленных нам духовное наследие.

Одним из важнейших условий успешной работы нашей воскресной школы является тесное взаимодействие с семьями учащихся.

Родители активно участвуют в жизни школы: присутствуют на уроках, участвуют в организации праздников, посещают родительские собрания. На занятиях родители присутствуют не только для помощи детям, но и для самообразования.

Важным направлением является проведение праздников, посвященных Рождеству Христову, Пасхе, а также участие воспитанников в различных проектах, конкурсах, концертах. Изготовление подарков для различных акций, участие в концертах, посещение с театрализованными постановками центра реабилитации населения стали доброй традицией в школе.

И я, не как сторонний наблюдатель, вижу, что воскресная школа действительно даёт реально зримые результаты в формировании духовно-нравственных ценностей личности ребёнка.

Лукашова Ольга Анатольевна,
учитель МБОУ СОШ №1, г. Кандалакша

   
 
 
 
   
 
 .ru.