.


Положить начало жизни по духу

По страницам XII Трифоновских чтений

Трифоновские образовательные чтения - это уникальный форум общественности Мурманской области, на котором руководители Мурманской и Мончегорской епархии и Минобразования, педагоги и священники местных приходов совместно обсуждают наиважнейшие вопросы духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения, ищут пути выхода из духовного кризиса, поразившего наше общество.

Душа — по природе христианка, - говорит древний философ Тертуллиан.

Душа человека, - вторит ему великий русский педагог 19 века К.Д. Ушинский, - божественна по своей природе, она принадлежит вечности. Обращаясь к душе человеческой, мы находим в ней те законы, которые вложил Творец во все Свое создание, только находим их в живой нерукотворной форме живого духа, бессмертной уже и потому, что она составляет одно с ним содержание».

Именно развитие духа в человеке определяет все остальное, - подчеркивает Митрополит Мурманской и Мончегорской епархии владыка Симон (Гетя), обращаясь к участникам XII Трифоновских чтений в г.Полярные Зори, - Образ Божий человеку дан, подобие задано. Цель бытия - достичь идеала Богоподобия (обожения, святости). Дети - вот радикальное лечение духовного упадка общества. Необходимо дать правильное направление сердцу ребенка, научить его деятельной любви в Боге. Чтобы достичь поставленной цели, Дух Святой Животворящий должен быть во всем. Он должен связывать воспитателя и воспитуемого.

На секциях форума педагоги и священники представляют исторический и современный педагогический опыт, обсуждают современные практики, способы, пути духовного развития ребенка.

Плодотворную работу педагогической мысли показали участники 12 Трифоновских чтений на секции «Эффективные практики изучения православной культуры в образовательной деятельности».

Руководитель секции матушка Екатерина Вольская, преподаватель воскресной школы Свято-Троицкой церкви г. Полярные Зори, обратила особое внимание педагогов на тему Трифоновских чтений - «Православная культура - живая культура XXI века». Она отметила, что православная культура жива. Жива в прошлом и настоящем нашего народа. В философии и мировоззрении, воспитании и образовании, этике и эстетике, культуре и быте. Жива в образах лучших сынов нашего народа, достойных духовных и государственных деятелей, великих педагогов, мыслителей, творцов, воинов и простых тружеников. Православная культура жива в каждой клеточке русского человека. Это корень, животворящая основа прошлого, настоящего и будущего.

Руководитель секции Тамазян Наталья Алексеевна, методист МБОУ г. Полярные Зори, напомнила мудрое напутствие владыки Симона всем выступающим докладчикам: «Говорить надо не только профессионально, но и давать место Духу Божиему жить».

Кустова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы школы №3 г.Полярные Зори, раскрывая тему своего докладе «Православные традиции в преподавании литературы», показала, как школьники, изучая программные произведения, учатся думать и размышлять о высших свойствах человеческой души: бессмертии, свободе воли, разуме, способности к чистой, бескорыстной любви. Педагог издала три сборника детских рассказов и выступлений.

Кузьмина Анна Анатольевна, учитель изо и мировой художественной культуры Кольской школы №2, в выступлении по теме «Знакомство с церковном зодчеством Кольского Севера на уроках изо и мхк» продемонстрировала, как через экскурсии и исследовательскую деятельность, соприкасает души своих учеников с живой историей нашего края.

Крикливенко Ольга Юрьевна, учитель истории и обществознания школы №1 г.Мончегорска в докладе «Изучение наследия православной культуры России на уроках истории» поделилась опытом погружения учеников в русскую культуру через изучение тех или иных исторических событий, исторических личностей и памятников, традиционных праздников русского народа.

Ткаченко Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания Кольской школы №2, в докладе «Выбор Колы - православная культура 21 века» представила опыт православно-патриотического воспитания учащихся через школьный исторический музей, который был создан талантливым педагогом школы Сафроновой Людмилой Васильевной, ныне почившей, человеком верующим и пронесшим веру через всю свою жизнь.

Рассолова Надежда Леонидовна, учитель русского языка и литературы школы №2 г.Мончегорска, в докладе «Знакомство старшеклассников с основами православной культуры», рассказала о благотворном влиянии на души учеников преподаваемого ею элективного курса для 10-11 классов «Слово. Образ. Смысл». В частности, работа над лексикой слова «душа» вылилась в замечательный творческий проект «Нам бы про душу не забыть».

Воробьева Марина Алексеевна, учитель начальных классов гимназии №1 г.Апатиты, Куцева Любовь Кузьминична, педагог дополнительного образования Дома Творчества г.Апатиты, в докладе «Родной край: от истории к современности» представили одноименный совместный проект, который появился в результате многолетнего сотрудничества Апатитской гимназии №1, Дома Творчества и духовенства Мурманской и Мончегорской епархии. Благодаря проекту, педагоги, школьники и их родители организованно посещают монастыри и храмы Кольского Севера, имеют живое соприкосновение с историей родного края и его святынями. По предварительной договоренности, храмы радушно встречают школьных паломников, проводят экскурсии, организовывают питание и ночлег. Чтобы в сердце ребенка поселилась любовь к родной православной культуре, эту культуру нужно, прежде всего, знать, изучать - и не по картинкам, а через живое погружение.

Мазурова Оксана Ивановна, учитель русского языка и литературы школы №1 п.Мурмаши, в докладе «Формирование духовно-нравственных качеств личности учащегося в проектной деятельности на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе» отразила воспитательную функцию проектной деятельности школьников.

Осипова Елена Александровна, учитель истории и обществознания школы № 10 г.Апатиты, в докладе «Заповеди как основа социальных норм (на примере уроков обществознания, истории)» показала, как школьники на уроках доказывают актуальность Божиих заповедей, их важность и необходимость соблюдения. Изучая личность царя - мученика Николая II, раскрывают базовые ценности личности человека. Учитель рассказала о значении ежегодных Рубцовских чтениях в городе и зачитала стихотворение своей ученицы Хищенко Анастасии, участницы Рубцовских чтений: «И чтоб с колен Россию - Мать поднять, И преклониться перед Небесами».

Шарипова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы школы № 8 с углубленным изучением английского языка г.Мончегорска, прочитала доклад «Формирование семейных ценностей на уроках литературы», в ходе которого акцентировала внимание на то, что Русь испокон веков называлась Святой. Мы имеем огромную сокровищницу - русскую литературу, которая назидательна: показывает и положительное, и отрицательное в жизни человека. В ней много страниц посвящено семейному воспитанию. Семья свята для русского человека. Школьников надо учить любить русскую литературу, уметь читать и понимать.

Работа секции завершилась заключительным обменом мнений и пожеланием друг другу помощи Божией как в нелегком деле воспитания детских душ, так и в деле духовного развития своей души. Ибо воспитание сердца воспитуемого осуществляется передачей сердечного состояния на более глубоком, чем вербальный, уровне. В педагогической проблематике это с новой силой ставит вопрос о духовном состоянии самого педагога.

Марина Воробьева






   
 
 
 
   
 
 .ru.